СВЯЩЕННИК МИХАИЛ ЗАЛЕССКИЙ

РЕЦЕНЗИЯ Е.ТРОСТНИКОВОЙ НА КНИГУ "ТЕОСИММЕТРИКА"

/На главную станицу/

/К тексту книги "Теосимметрика"/

На духовную экспертизу представлена книга необычная, о чем говорит само непривычное уху название (термин изобретен самим автором). Содержание книги - применение терминов симметрии при рассмотрении различных объектов богословия. Такой подход (к богословию ли, симметрии ли) поначалу отпугивает "стороннего наблюдателя" и вызывает подозрения, а не очередной ли плод эдакого "нутряного богословия" перед нами. Однако знакомство с книгой, с введением убеждает - нет! Кстати, первые результаты своих наблюдений автор публиковал в виде брошюры еще в 1992 году, затем делал сообщения на различных научных и богословских конференциях.

Спасает книгу и отличает ее от бесплодных умствований - трезвое смирение разума и благоговейное отношение к Преданию. Трезвость и смирение проявляются в том, что, взяв самые общие, уже не пространственные, а по сути математические отношения в основу рассмотрения, автор не придает им значения "универсальной отмычки", а удерживает в рамках инструментального подхода - а в правильно очерченных рамках этот инструмент научной апологетики срабатывает. Главное, чтобы он не становился хозяином. "Размышления автора "не лежат в русле традиционного богословия, но и не противоречат ему" - цитирует свою брошюру 1992 года автор.-...Публикации такого рода я отнес бы к "светскому богословию" в отличие от богословия академического... Главное требование к работам "светского богословия" - это их не противоречие Православному вероучению. Они должны быть пропитаны. если так можно выразиться, духом любви к ортодоксальному христианству" (с.7).

Трудно добавить что-либо к этим словам. Этот дух любви и благоговения в книге есть. Есть в ней и здоровая научность, нормальное владение аппаратом, обильное и всякий раз убедительное цитирование святых отцов и современных богословов и ученых. Это цитирование показывает, что идеи симметрии не притянуты к сущностным основам за уши, что и библейские тексты, и святоотеческие толкования содержат эти идеи. Высшая симметрия бытия, "идеальные предельные тождества", по книге - тождество Троичное (то самое 3=1 и 1=3, математическое представление, которое "не стеснялись" применять отцы древности) и тождество Евхаристическое (тождественность Христовых Таин, независимо от пространства и времени - основа единства Церкви). На каких-то этапах движения мысли, для каких-то складов ума и научно-богословских школ многие выкладки этой книги могут оказаться безусловно полезными. А поскольку реальное, не напускное благоговение к Преданию и методологическое основание "непротиворечия Православному вероучению" твердо охраняют автора от "шагов в сторону, приравниваемых к побегу" - книга несомненно может получить гриф "Разрешено к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви".

Рецензент Елена Тростникова

5 июля 2006 г.

/Вернуться к началу/