СВЯЩЕННИК МИХАИЛ ЗАЛЕССКИЙ

СТИЛЬ ОТ ИМПЕРАТОРА ИЛИ ОТ ПАПЫ

/На главную станицу/

Весь современный мир начинает отсчет нового года с первого января. Но традиция эта не христианская. Еще за сорок пять лет до Рождества Христова римляне начали праздновать новолетие с первого дня месяца, посвященного языческому богу Янусу (отсю- да и январь). Бог этот изображался двуликим - в знак того, что он стоит на распутье времен. Одно его лицо (молодое) обращено вдаль, другое (старое) созерцает год уходящий. По верованиям римлян, первые мгновения нового года имели роковое влияние на все двенадцать месяцев: кто весело встретит его, тот в течение всего года будет жить благополучно. К сожалению, языческий обычай встречать новогодний день как можно веселее и разгульнее сохранился до сих пор.

Начало празднования нового, года с первого января совпало с введением римским диктатором Юлием Цезарем по рекомендации греческого астронома Созигена календаря, известного ныне под названием Юлианского. В 325 году от Рождества Христова календарь этот был принят Первым Вселенским Собором и по настоящее время используется в большинстве Православных Восточных Церквей.

С точки зрения астрономии, Юлианский календарь недостаточно точен. Поэтому рациональный Запад по распоряжению папы Григория XIII заменил его конце XVI века на более точный, именуемый сегодня Григорианким. С течением времени Юлианский календарь постепенно отстает от Григорианского. В уходящем (двадцатом) веке это отставание равнялось тринадцати суткам.

Наша страна перешла на григорианское летосчисление в начале 1918 года, До этого в России использовался Юлианский календарь, и гражданское новолетие отмечалось на восьмой день после Рождества Христова в праздник Обрезания Господня.

В богослужебных текстах, звучащих в этот день в православных храмах, Церковь подчеркивает, что Бог - Творец законов "не противник их, но исполни тель" (неплохо, если бы этому примеру всегда следовали законно датели земные). Еще видит Церковь в Господнем Обрезании доказательство истинности Его воплощения, а не призрачного пришествия на землю, как считали некоторые еретики. А вот знаменитый русский богослов и проповедник архиепископ Херсонский Иннокентий (†1857), говорил что Обрезание Господне - видимое начало Его крестной жертвы, так как все другие унижения и страдания, претерпеваемые Христом за всю доголгофскую жизнь, были бескровны, еа здесь железо и кровь, видимое предвестие - гвоздей и венца тернового".

Накануне крестных страданий, которые предвещало Обрезание, состоялась Тайная Вечеря. На ней Спаситель установил Таинство Святого Причащения и сказал, что это есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается" (Лк. 22, 20). С тех нор Таинство Причащения стало совершаться во всех христианских храмах за Божественной литургией. Интересно, что память одного из авторов литургии - святителя Василия Великого - совпадает с днем празднования Обрезания Господня, а память другого ее автора - святителя Иоанна Златоуста - приходится на день, когда Святая Церковь чтит Воздвижение Креста, Преображенного пролитой на нем Христовой Кровью из орудия страшной казни в символ вечной жизни. Эти совпадения должны напоминать нам, что нет ничего случайного в использующем юлианское исчисление календаре церковном, по которому гражданское новолетие совпадает с днем первого пролития Христовой Крови, ставшей источником нашего спасения.

(Опубликовано в газете "Московский церковный вестник, № 1/108, с.4.)

/Вернуться к началу/