СВЯЩЕННИК МИХАИЛ ЗАЛЕССКИЙ

БОГОСЛОВИЕ НА ПАЛЬЦАХ

/На главную станицу/

Рейтинг

ВВЕДЕНИЕ

Большинство рисунков "Иллюстрированной вероучительной программы" (ИВП) зеркально-симметрчны. Это связано с тем, что подобная структурная закономерность встречается и в Священном Писании, и в богослужебных текстах, и в православном календаре, являясь характерной чертой Православного Предания. Протоиерей Леонид Грилихес пишет: "Обнаружить симметрию - хотя бы издали, хотя бы как блеск искры - значит, узреть совершенство" ("Альфа и Омега" №2 (43) 2005 г. Протоиерей Леонид Грилихес. Шестоднев в контексте Священного Писания).

В повседневной жизни яким примером зеркальной симметрии являются руки человека. Используем их для наглядного представления схем ИВП.

Отметим, что использование рук для изображения ортодоксальных истин в христианстве имеет глубокие корни. Достаточно только вспомнить пальцы, складываемые нами для совершения крестного знамения. Три соединенные вместе символизируют тринитарный догмат, а два других - единство двух природ в Господе нашем Иисусе Христе.

Нам для наглядного изображения схем ИВП понадобятся три положения рук: правая и левая рука порознь (рис.1); руки соприкасаются большими пальцами (рис.2); большие и указательные пальцы образуют равносторонний треугольник (рис.3).

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Первым по счету симметричным рисунком ИВП является спираль Символа веры (Занятие 5, рис. 10). Однако это самая сложная схема Вероучительной программы. Поэтому рассмотрим ее изображение на руках в последнюю очередь.

/Вернуться к началу/

Шестоднев

Автор Пятикнижия говорит, что "в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх. 20.11). Эта библейская фраза указывает на особое выделенное положение дня седьмого относительно Шестоднева. Учитывая этот факт, воспользуемся для наглядного представления дней творения кистями рук, у которых соприкасаются указательные и большие пальцы (см. рис. 3). Образовавшийся в центре треугольник примем за "день седьмой - суббота Господу, Богу твоему" (Втор. 5.14). Относительно этого треугольника расположены симметричные дни: первый и четвертый (мизинцы); второй и пятый (безымянные пальцы); третий и шестой (пальцы средние) (рис. 4).

Треугольник, образованный большими и указательными пальцами, можно рассматривать как символ Триединого Бога. Контур внутри сомкнутых пальцев напоминает купол православного храма и раскрытую книгу.

Рис.4. Шестоднев

/Вернуться к началу/

Путь Адама и путь Христа

Следующее за Шестодневом восьмое занятие ИВП: "Грех и зло". К этому разделу программы не было соответствующего рисунка. Однако библейское описание изгнания Адама содержит первое обетование о грядущем Спасителе. Это обетование, кстати говоря, содержит зеркально-симметричную фразу: "Оно (семя жены) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его (семя жены) в пяту" (Быт.3.15). Не связана ли эта структурная особенность "Первоевангелия" с энантиаморфностью путей Христа и Адама? Продемонстрируем ее структурной схемой с использованием правой и левой руки (рис.5).

Воскресение Христово - это возвращение Адама в "первую доброту". Вкушение запрещенного плода стало причиной Крестной смерти Спасителя. Прободение Его ребра - началом становления Церкви, "Невесты Агнца".

Рис.5. Путь Адама и путь Христа зеркально-симметричны

Правая (относительно смотрящего) рука изображает последовательность событий истории спасения, которые зеркально-симметричны соответствующим событиям грехопадения (левая рука). Нам кажется, что здесь уместно процитировать толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на слова апостола Павла: "Мы никому ни в чем не полагаем претыкания… но во всем являем себя, как служители Божии… с оружием правды в правой и левой руке" (2.Кор.6.3-7). "Оружие правды в левой руке, - пишет блаженный Феофилакт, - означает все прискорбное, а в правой - все ограждающее и поставляющее нас в безопасность".

***

Одиннадцатое и двенадцатое занятия ИВП посвящены первоначальным сведениям о православных богослужениях, праздниках и постах. На этих занятиях используются семь симметричных схем. Рассмотрим возможные варианты их представления с помощью кистей рук.

/Вернуться к началу/

Таинства Церкви

Для схемы Семи Таинств Церкви используем сочетание рук с равносторонним треугольником (рис.3). Центр его будет обозначать главное Таинство - Евхаристию.

Рис.6. Таинства Церкви

Остальные таинства обозначим попарно симметричными пальцами. Мизинцы - Священство и Брак. Безымянные пальцы - Миропомазание и Елеосвящение. Средние - Крещение и Покаяние.

/Вернуться к началу/

Суточный круг богослужений

Церковный день, как известно, начинается с вечера. В быту обычно днём называют промежуток времени с раннего утра до позднего вечера. Представим руками схему суточного богослужебного круга именно для такого житейского отсчета времени. Поэтому не начнем с вечерни и закончим литургией, а поместим эту главную церковную службу в центр двух соединенных большими пальцами рук (рис.2). В этом случае левый палец будет обозначать литургию оглашенных, а правый литургию верных.

Рис. 7. Суточный круг богослужений

/Вернуться к началу/

Начальные молитвы

Структура начальных молитв (ее неизменной части) совпадает со структурой Шестоднева - наиболее распространенной для Священного Писания и Предания (рис.8).

Рис. 8. Начальные молитвы

/Вернуться к началу/

Недельный богослужебный круг

Структура изображенная на рис. 3 естественна и для представления недельного богослужебного круга (рис.9).

Рис. 9. Недельный богослужебный круг

/Вернуться к началу/

Симметрия Священных событий

На двенадцатом занятии ИВП мы акцентируем внимание учащихся на симметрии важнейших священных событий, входящих в годичный богослужебный круг в их исторической последовательности. В разделе "Структурные особенности в хронологии Евангельских событий" книги "Теосимметрика" показано, что десять важнейших событий евангельской истории симметричны. Продемонстрируем это на структурной схеме с использованием правой и левой руки (рис. 10).

Рис. 10. Симметрия Священных событий

/Вернуться к началу/

Энантиаморфность воскресений Постной триоди

Вместо рисунка двадцать двенадцатого занятия ИВП, демонстрирующего структуру седмиц Великого поста, рассмотрим зеркально-симметричную схему воскресений, входящих в богослужения, совершаемые по Постной триоди (рис.11).

Здесь Неделе о мытаре и фарисее симметричен Вход Господень в Иерусалим. В первом случае молитве фарисея противопоставляется восклицание мытаря "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" (Лк. 18.13). Во втором мы видим то же разное поведение народа и фарисеев. Если о народе сказано, что он восклицал: "осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" (Ин. 12.13), то далее читаем: "Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним" (Ин. 12.19).

Рис. 11. Энантиаморфность воскресений Постной триоди

На созвучии притчи "О блудном сыне" житии Марии Египетской можно, по-видимому, подробно не останавливаться.

Неделе "О страшном суде" симметрична неделя Иоанна Лествичника. Евангельское повествование, читаемое на литургии в соответствующее воскресение подготовительного периода к Великому посту, заканчивается словами: "И пойдут сии [т.е. не сделавшие добра] в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф. 25.46) (В квадратных скобках примечание автора). В Апокалипсисе читаем, что в муку вечную - "озеро огненное" пойдут те "кто не был записан в книге жизни" (Откр. 20.15). Преподобный Иоанн говорит, что его книга Лествица адресована "стремящимся к тому, чтобы имена их были написаны в книге жизни". [Жития святых Димитрия Ростовского: Тридцатый день (12.04), С. 18. Жития святых, С. 3850 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, с. 807)]. Не в этом ли созвучие двух рассматриваемых здесь недель Постной триоди?

Изгнание Адама из рая стало результатом его непослушания Творцу и вкушения плода от дерева познания добра и зла. Возвращение в рай стало возможным после пригвождения Христа к Крестному древу. Это подтверждается Его словами, сказанными разбойнику с креста: "истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23.43).

В праздник Торжества Православия Церковь вспоминает победу над иконоборцами на Седьмом Вселенском Соборе. Святитель Григорий Палама своим богословием одержал верх над неортодоксальным по духу мнением западных теологов в дискуссии о Нетварном Свете.

/Вернуться к началу/

Посты годичного круга

Календарную последовательность постов годичного круга представим руками, используя их сочетание, показанное на рис. 3.

Рис. 12. Посты годичного круга

Основной пост, если можно так выразиться, пост постов - пост Великий. В предлагаемой схеме он попадает в центр равностороннего треугольника. Это должно подчеркивать значение Великого поста в жизни Церкви.

В последовательности остальных постов можно усмотреть следы слабой симметрии. Богослужебные тексты праздника Воздвижения Креста Господня посвящены не столько событию обретения его святой Еленой, сколько богословию спасительного значения Страстей Христовых. На утрене Воздвижения звучат слова: "Только лишь было водружено древо Креста Твоего, Христе, - и поколебались основания смерти, Господи: ибо Того, Кого алчно поглотил ад, он отпустил с трепетом" (русский перевод седальна, шестого гласа, см. http://wertograd.narod.ru/index.htm).Симметрично посту в день Воздвижения Креста Господня в нашей схеме расположен пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В этот день также упоминается о сошествии во ад: "Предшествовавший рождеству Твоему и Божественному страданию Иоанн, в местах глубочайших через меч оказывается пророком и вестником и Твоего туда пришествия" (восьмая песнь первого канона на утрене. См. http://wertograd.narod.ru/index.htm).

На иконе Рождества Христова мы видим Пречистую Деву и Младенца Христа, а на иконе Успения Пресвятой Богородицы - Спасителя, держащего на руках младенца. Не указывает ли это на некоторое созвучие первого дня земной жизни Христа и последнего дня Его пречистой Матери? События этих двух праздников объединяет и тропарь Успения: "При рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши" (русский перевод см. http://wertograd.narod.ru/index.htm).

Празднику Богоявления предшествует однодневный пост - Крещенский сочельник. Согласно евангельской истории с событий на Иордане начинается проповедь Спасителя. Апостолы после сошествия на них Святого Духа перед своим выходом на проповедь постились. В память этого апостольского поста Церковь установила пост Петровский.

Между постом Крещенского сочельника и постом Петровским в годичном богослужебном круге стоит Великий пост. Вспомним, что этот пост установлен в память сорокадневного пребывания Христа в пустыне - события, состоявшегося вслед за Его выходом из Иордана: "Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал" (Лк. 4.1).

/Вернуться к началу/

Символ веры

В заключение перейдем к Символу веры. Для его демонстрации руками изберем следующую трехмерную структуру. Совместим правую и левую руку так, как это показано на рис.3. Затем, поворачивая кисти от себя, соединим вместе мизинцы (рис. 13). Центральный равносторонний треугольник, образованный большими и указательными пальцами, символизирует тринитарный догмат, записанный в первом, втором и восьмом членах Символа. Средний и безымянный пальцы одной из рук изображают соответственно третий и четвертый члены. Те же пальцы другой руки - члены седьмой и шестой. Соединенные вместе мизинцы обозначим как пятый член: "И воскресшаго в третий день по Писанием". Параллельность мизинцев и больших пальцев помогает нам увидеть причину Воскресения Христа. Она в "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно" (Халкидонский догмат) соединенных в Нем божественной и человеческой природах: "как бы воскрес, не будь Он Богом, Христос?" (Песнь седьмая канона на утрене в неделю третью по Пасхе, русский перевод).

После рассмотрения первых восьми членов Символа веры на трехмерной модели возвратим руки в исходное положение (рис. 3).

Изобразим схему главного вероучительного документа Церкви, рассматривая уже все двенадцать его параграфов, на плоскости (рис. 14).

Рис. 13. Руки, сложенные для изображения схемы Символа веры

Разомкнутые мизинцы на рис. 14 по-прежнему символизируют Воскресение Христа. Представление пятого члена Символа веры двумя одноименными пальцами можно использовать для упоминания о том, что в иконографии Воскресения "византийское (и традиционное русское) искусство разрабатывают два сюжета, непосредственно связанные с космической перспективой: Сошествие во ад, а также встречу Христа-"Садовника" с Марией Магдалиной" (Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004, с. 426-444).

Пальцы, образующие равносторонний треугольник, демонстрируют догмат о Святой Троице. От мизинца одной руки до мизинца другой оказываются расположенными члены Символа, раскрывающие догмат христологический. Упоминаемые в них события уже совершились (члены с третьего по шестой) или совершатся (седьмой член) во времени. Церковь и "жизнь будущего века" расположены в рассматриваемой структуре на одном уровне с символом Триединого Бога. Они принадлежат вечности. Каждая человеческая личность входит в эту вечность через таинство Крещения и участие во Всеобщем Воскресении.

Рис. 14. Верую… Исповедаю… Чаю…
Схема Символа веры в развернутом виде (на плоскости)

/Вернуться к началу/

Заключение

Удобство использования вероучительных схем на руках состоит в том, что их можно повторять, находясь в любом месте и в любое время: дома, в транспорте, в очереди и т.п. Кроме того, зеркальная симметрия рук, как мы уже говорили, подчеркивает распространение этой структурной особенности в православном Предании так же часто, как и в окружающей нас боготварной природе.

Священник Михаил Залесский
МОСКВА 2006

/Вернуться к началу/