СВЯЩЕННИК МИХАИЛ ЗАЛЕССКИЙ

ХРОНОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РАБОТ

/На главную станицу/

В 1992 году я издал маленькую книжечку -- сборник моих статей-наблюдений под общим названием "Мистическая симметрия". Эти статьи были написаны в период с декабря 1980 года ("Изгнание Адама") по ноябрь 1985 года ("Тень будущих благ").

Большинство публикаций этого сборника (а всего их шесть) в той или иной степени связаны с понятием симметрии в его широком смысле. Так, наблюдения, описанные в работах "Что я вижу в лице человека" и "Крест и спираль" -- пример симметрии подобия. Статьи "Симметрия священных событий" и "Тень будущих благ" посвящены описанию слабой временной (или текстовой) симметрии, которую можно встретить в библейском повествовании. И, наконец, "Изгнание Адама" и "Великий Рубеж" -- это попытка найти соразмерность, симметрию между узловыми моментами православной и научной картинами мира.

Выходные сведения рассматриваемой брошюры содержат аннотацию, в которой сказано, что размышления автора не лежат в русле традиционного богословия, но и не противоречат ему. К публикациям подобного рода я применил бы термин "светское богословие" в отличие от богословия академического. Примером последнего могут служить широко известные труды В.Н.Лосского. Из работ авторитетных авторов к светскому богословию, мне кажется, можно отнести часть трудов отца Павла Флоренского, протоиерея Александра Меня и статью академика Б.В.Раушенбаха "О логики триединости". Академическое богословие, как всякая научная дисциплина, имеет целый ряд самостоятельных направлений, таких, например, как литургика догматика апологетика и т.д. В дальнейшем возможна дифференциация и достаточно бурно развивающегося в настоящее время светского богословия на отдельные направления. Главное требование к работам светского богословия -- это их полное соответствие Православному Вероучению. Они должны быть пропитаны, если так можно выразится, православным патриотизмом. Учитывая это, для исследований, продолжающих мысли, изложенные в Мистической симметрии, я предложил название "Ортодоксальная теосимметрика", по аналогии с научным направлением биосимметрикой.

С момента издания рассматриваемого сборника статей я продолжал размышления и наблюдения во всех трех вышеупомянутых направлениях. Их результаты докладывались, в основном, на конференциях Международного фонда изучения проблем науки и богословия им. П.А.Флоренского и опубликованы в соответствующих материалах этих собраний.

Кратко рассмотрим основные результаты развития идей и наблюдений, изложенных в "Мистической симметрии". Начнем с симметрии подобия. Этот вид симметрии обычно встречается в живой природе. Мы расширили понятие симметрии подобия, распространив его на любую достаточно простую модель, адекватную трудноописуемой или вовсе неописуемой реальности. В частности, такими моделями являются евангельские притчи, говорящие о Царстве Божием. Достаточно вспомнить слова Христа: "Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем"; "Царство Небесное подобно зерну горчичному"; "Царство Небесное подобно закваске"; "Еще подобно Царство Небесное сокровищу"; "Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин" и т.д. На симметрию подобия указывает свт. Василий Великий. Он говорит: "И целый мир, состоящий из разнородных частей, связал Он каким-то неразрывным союзом любви в единое общение и одну гармонию; так что части, по положению своему, весьма удаленные одна от другой, кажутся соединенными посредством симпатии" (свт. Василий Великий, Беседы на шестоднев). Мы усмотрели такую симпатию между супружеской близостью и историей спасения -- об этом тезисы доклада "Путь к дереву жизни" (1997).

Синтез научной и православной картин мира -- это продолжение "Изгнания Адама". Главная мысль: отождествление Большого Взрыва не с началом творения мира, а с сотворением кожаных риз, прорыв в мироздание сил зла. Этой теме посвящены доклады: "Зло и эволюция вселенной" (1993) и "Космос и зло" (1994). Независимо от меня аналогичные идеи высказаны авторитетным богословом Епископом Василием (Родзянко) в книге "Теория распада Вселенной и вера Отцов" (1996).

В области текстологической и временной симметрии структурные идеи были распространены не только на Священное Писание, но и на Священное Предание. Предложена спиральная структура Никео-Царьградского Символа Веры, последовательности Священных Событий отмечаемых Церковью, как Двунадесятые праздники и др. Полученные результаты подытожены в докладе "Ортодоксальная теосимметрика" (2002) одноименным с настоящим выступлением.

Практическим результатом исследований в области теосимметрики стала "Иллюстрированная вероучительная программа" (1998).

/Вернуться к началу/